Азовское Кубанское казачество

Итальянский путешественник Иосаф Барбаро, проживший в Тане (Азов) около 16 лет и хорошо изучивший края, в записках 1436 года говорит, что по всему восточному побережью Азовского моря, на 12 дней пути, вплоть до Мингрелии (Грузия) и Черкасии, живут аланы, исповедующие, как и черкасы, греческую христианскую веру, что они (аланы) себя называют «ас». В соседстве с аланами на крымском (западном) берегу живут готы, исповедующие ту же веру.

Подчинялись ли аланы и готы татарам, Барбаро не говорит, но сообщает, что татары за 100 лет до него приняли магометанскую веру и что их считается до 300 тысяч.

Харьковский профессор Рейт в своих исследованиях (1810 год) говорит, что аланы, смешавшись с готами, положили основание племени казаков, столицей которой в XV веке был город Азов (от народа «ас», как себя называли аланы).

В Азове с древнейших времен стоял чтимый казаками храм Святого Иоанна Предтечи, а в нем икона того же святого, написанная в 637 году (!).

После 60-летней борьбы греки при помощи славян и руссов изгнали крестоносцев, но Византийская империя ослабла, и турки в 1453 году взяли Константинополь, а в 1471 году и Азов — оплот вольного казачества кнулись на такое упорное сопротивление казаков, что оставили эту затею.

Для охраны Азова турки оставили специальный отряд воинов в 600 человек, которых русские послы называли «казаками», так как они выполняли те же поручения, что и прежние казаки, — встречали и провожали послов, охраняли караваны и пр.

Но эти «казаки» в соединении с крымцами и ногаями впоследствии не раз нападали на рязанские «украины» и на мордву.

Вытесненные турками из Азова казаки ушли на Днепр, на литовскую границу, и в 1515 году вместе с казаками белгородскими поступили на службу к литовско-польскому королю Сигизмунду и получили от него сукна и деньги. Это беспокоило Василия III (значит, казаков было много, а Сигизмунд — недруг Руси).
Василий переманил этих казаков к себе на службу, обещая им землю у Путивля, куда они и переселились в землю Северскую, а их стали называть казаками северскими или севрюками. Эти факты говорят за то, что эти казаки не были мусульманами.

Их еще иногда называли путивльскими и белгородскими, но общее название севрюки объединяло всех Вот здесь и копилась до 40-х годов XVI века грозная казачья сила, сделавшись грозой мусульманского мира, Когда же православная Литва приняла католичество и начались в Литве гонения на православие, северское казачество окончательно порвало с Литвой.

Северское и рязанское казачество, усиленное черкасами, стало медленно продвигаться по Донцу, укрываясь в лесистых и малодоступных балках, казаки в дозорах доходили до Большого Дона. В особо важных пунктах они клали «доездные знаки», которые отмечены даже в книге Большого Чертежа: Митякин колодезь, Вишневецкий и Дядин колодези, Сизыя горы, Хорошие горы, Лихой колодезь, Сокольи горы.

Между устьем речки Лихая (Лихой колодезь) и Гребенными горами через реку Донец был перевоз, называемый татарским, который и сторожили казаки в засадах.

Из казацких общин, отстоявших от турок свою независимость, на юге остались черкасы кубанские. Они отошли ближе к горам и здесь, в предгорьях и горах, поселились. Иногда они на легких судах выходили по Кубани в море и громили турок и крымцев, к началу XVI века это были грозные враги мусульман. Турки по р. Кубани устроили сторожевые посты и укрепления, но черкасы проходили до Азова и Дона.

До XVII и XVIII веков черкасы удержали свой славяно-русский язык и греческую православную веру. Теснимые со всех сторон (турками и горцами), они частично погибли, значительная их часть ушла на Днепр, а остальных истребила чума в 70-х годах XVIII века.

Русь Днепровская долго помнила свое родство с Русью Тмутараканской. Древнюю землю кубанских черкас заняли черкесы, народ смешанного типа, происшедший от смешения более чем 30 племен, исповедовавших языческую, магометанскую и христианскую веру. В языке черкесов частично встречаются славянские элементы, а в облике черкесов нередки светлорусые волосы, серые глаза, улыбка, звуки говора. Но язык… утерян.

Многие (даже историки) путают черкесов и черкасов. Черкесы — бранное слово, данное им персами и турками (серкеш — головорезы), сами же черкесы называли себя адыгами (адыгэ, идиге, ыдыге), то есть островитянами.

Черкасы же — это народ, живший по нижнему и среднему течению р. Кубань, известный с I и II веков от Р.Х., — это коренное название славянского народа.

Осетины (аланы) по старой привычке называют Черкесию Казакией, потому что казаки-черкасы есть древнейшие поселенцы этой земли.

Днепровские черкасы-запорожцы недаром в течение 300 лет стремились переместиться с Днепра на Кубань, на старую родину своих предков, где была их древняя столица Черкаса, отмеченная на картах еще во II веке от Р.Х. географом Птолемеем.

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты