Азовское Кубанское казачество

Итальянский путешественник Иосаф Барбаро, проживший в Тане (Азов) около 16 лет и хорошо изучивший края, в записках 1436 года говорит, что по всему восточному побережью Азовского моря, на 12 дней пути, вплоть до Мингрелии (Грузия) и Черкасии, живут аланы, исповедующие, как и черкасы, греческую христианскую веру, что они (аланы) себя называют «ас». В соседстве с аланами на крымском (западном) берегу живут готы, исповедующие ту же веру.

Подчинялись ли аланы и готы татарам, Барбаро не говорит, но сообщает, что татары за 100 лет до него приняли магометанскую веру и что их считается до 300 тысяч.

Харьковский профессор Рейт в своих исследованиях (1810 год) говорит, что аланы, смешавшись с готами, положили основание племени казаков, столицей которой в XV веке был город Азов (от народа «ас», как себя называли аланы).

В Азове с древнейших времен стоял чтимый казаками храм Святого Иоанна Предтечи, а в нем икона того же святого, написанная в 637 году (!).

После 60-летней борьбы греки при помощи славян и руссов изгнали крестоносцев, но Византийская империя ослабла, и турки в 1453 году взяли Константинополь, а в 1471 году и Азов — оплот вольного казачества кнулись на такое упорное сопротивление казаков, что оставили эту затею.

Для охраны Азова турки оставили специальный отряд воинов в 600 человек, которых русские послы называли «казаками», так как они выполняли те же поручения, что и прежние казаки, — встречали и провожали послов, охраняли караваны и пр.

Но эти «казаки» в соединении с крымцами и ногаями впоследствии не раз нападали на рязанские «украины» и на мордву.

Вытесненные турками из Азова казаки ушли на Днепр, на литовскую границу, и в 1515 году вместе с казаками белгородскими поступили на службу к литовско-польскому королю Сигизмунду и получили от него сукна и деньги. Это беспокоило Василия III (значит, казаков было много, а Сигизмунд — недруг Руси).
Василий переманил этих казаков к себе на службу, обещая им землю у Путивля, куда они и переселились в землю Северскую, а их стали называть казаками северскими или севрюками. Эти факты говорят за то, что эти казаки не были мусульманами.

Их еще иногда называли путивльскими и белгородскими, но общее название севрюки объединяло всех Вот здесь и копилась до 40-х годов XVI века грозная казачья сила, сделавшись грозой мусульманского мира, Когда же православная Литва приняла католичество и начались в Литве гонения на православие, северское казачество окончательно порвало с Литвой.

Северское и рязанское казачество, усиленное черкасами, стало медленно продвигаться по Донцу, укрываясь в лесистых и малодоступных балках, казаки в дозорах доходили до Большого Дона. В особо важных пунктах они клали «доездные знаки», которые отмечены даже в книге Большого Чертежа: Митякин колодезь, Вишневецкий и Дядин колодези, Сизыя горы, Хорошие горы, Лихой колодезь, Сокольи горы.

Между устьем речки Лихая (Лихой колодезь) и Гребенными горами через реку Донец был перевоз, называемый татарским, который и сторожили казаки в засадах.

Из казацких общин, отстоявших от турок свою независимость, на юге остались черкасы кубанские. Они отошли ближе к горам и здесь, в предгорьях и горах, поселились. Иногда они на легких судах выходили по Кубани в море и громили турок и крымцев, к началу XVI века это были грозные враги мусульман. Турки по р. Кубани устроили сторожевые посты и укрепления, но черкасы проходили до Азова и Дона.

До XVII и XVIII веков черкасы удержали свой славяно-русский язык и греческую православную веру. Теснимые со всех сторон (турками и горцами), они частично погибли, значительная их часть ушла на Днепр, а остальных истребила чума в 70-х годах XVIII века.

Русь Днепровская долго помнила свое родство с Русью Тмутараканской. Древнюю землю кубанских черкас заняли черкесы, народ смешанного типа, происшедший от смешения более чем 30 племен, исповедовавших языческую, магометанскую и христианскую веру. В языке черкесов частично встречаются славянские элементы, а в облике черкесов нередки светлорусые волосы, серые глаза, улыбка, звуки говора. Но язык… утерян.

Многие (даже историки) путают черкесов и черкасов. Черкесы — бранное слово, данное им персами и турками (серкеш — головорезы), сами же черкесы называли себя адыгами (адыгэ, идиге, ыдыге), то есть островитянами.

Черкасы же — это народ, живший по нижнему и среднему течению р. Кубань, известный с I и II веков от Р.Х., — это коренное название славянского народа.

Осетины (аланы) по старой привычке называют Черкесию Казакией, потому что казаки-черкасы есть древнейшие поселенцы этой земли.

Днепровские черкасы-запорожцы недаром в течение 300 лет стремились переместиться с Днепра на Кубань, на старую родину своих предков, где была их древняя столица Черкаса, отмеченная на картах еще во II веке от Р.Х. географом Птолемеем.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты