Что такое казачество?

такое казачество Что такое казачество?Что такое казачество? Просто так, в один миг, не расскажешь…
Это слово — «свобода», за это бились наши древние предки и кровью своею горячей напоили ковыльные степи. Вот за чем, за какой красоты неописанной Птицей устремлялись на Дикое поле. И еще справедливость и верность кровавою нитью связали историю казачью. Казак — не звание, а состояние души.

Великими трудами, мужеством и кровью оплачивали казаки свою свободу на просторах Поля. Особенно тяжело быть первым…
Скрываясь от врагов (кочевников) в колючих тернах балок, в кровь расцарапывали руки, ранили ноги. Уходя от погони, забирались в звериные норы, тростниковые заросли и болотные плавни, встречались с ядовитыми змеями, тарантулами, черными пауками «мармуками».

В заставах и засадах, когда нельзя было пошевелиться, их кожу в кровь разъедала мошка, комары, слепни. В открытой, сожженной солнцем или пожаром степи, испытывали они мучения от голода и жажды, и часто их предсмертные стоны слышали только волки, да хищные птицы с высоты видели тела умирающих от ран, голода и жажды казаков.
По балкам, по речным островам, по пещерам и просто в степи валялись непогребенные казачьи кости, и только ковыль да бурьян прорастали сквозь черепные глазницы.

В непролазных топких плавнях казаки болели горячкой и лихорадкой. Набегая на Крым или турецкие владения, заносили оттуда «черную хворобу» — чуму, холеру — и умирали в дороге без последнего утешения и отпевания, без креста и могилы.

Гибли казаки в отчаянных сабельных рубках в лихи: кавалерийских атаках, падали с коней, сбитые пулей или картечью, от татарских стрел, под плетьми надсмотрщиков, прикованные цепями к веслам турецких галер, посаженные на кол, на виселице и плахах подвешенные за ребро на крюк, распятые на крестах в татарских и турецких ямах и казематах, будучи колесованными и четвертованными и повешенными умирали и лютой смертью, когда с них живых сдирали кожу, гибли в морской пучине в бури или в морском бою, тела казачьи выбрасывали волны морские на прибрежные камни, костями казачьими усеяно дно морей Азовского, Каспийского, Черного и степные просторы. Казаки умирали по-разному, но с достоинством, лихостью или смирением.

Сердцевина казачьей натуры и символ веры этого бесстрашного воинства сконцентрированы в том воинском клике, с которым они обращались к сынам своего казачьего племени перед походом: «Кто хочет за веру христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не боится смерти — приставай к нам. Не надо бояться смерти — от нее не убережешься, Такова казацкая жизнь!»

В тех условиях выживали только самые крепкие, умные и сильные духом. В таких условиях формировался и крепкий казачий характер, не только позволивший оберегать Русь, но и завоевать для нее огромные территории на Кавказе, в Заволжье, в Сибири.

Сущность казачьего характера просматривалась и в его облике, облике свободного человека: просторная удобная одежда, открытый ясный взгляд, статные, смуглые от степной жары, с лихо заломленными на голове папахами или фуражками, с лихим чубом. От казаков веяло спокойствием, силой, уверенностью — «Бог не выдаст — свинья не съест».

В своей среде между собой казаки были благодушны, щедры, гостеприимны даже с посторонними, отличались честностью необыкновенной, имели глубокое уважение к старым и заслуженным воинам — казакам. Анархию и безначалие казаки не признавали, а истинное уважение питали к истинным заслугам. Особенно ценили дружбу и верность. Иногда казаки «братались» между собой — становясь «кровными или крестовыми братьями», обмениваясь кровью или нательными иконками или крестиками (часто в церкви), они троекратно целовались при этом.

В душе многие казаки были мечтателями-романтиками, они выбирали для своих жилищ самые живописные, удобные, но иногда и укромные места, любили углубляться в лесные заросли, поднимались на степные курганы, чтобы полюбоваться открывающимися далями, в тишине предавались думам и размышлениям, любили слушать своих певцов — боянов или слепцов — бзарей, нередко и сами складывали песни, красота которых трогает душу и сейчас.

В казаках уживались, казалось бы, несовместимые черты — так, наряду с вышеописанными, многие из них отличались беспечностью и ленью, любили побалагурить и в рассказах могли прихвастнуть, расписывая подвиги свои и товарищей. Вернувшись из удачного похода, любили шикануть добытым нарядом, сорили деньгами. И если во время боевого похода у казаков свято выполнялся сухой закон (у донцов), а его наруушение жестоко каралось, вплоть до смертной казни, то, вернувшись из похода, казаки не отказывали себе в питии. Так француз Боплан писал: «В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог бы сравниться в пьянстве с казаками».

Но в мирное время напиваться, да и то не часто, могли рядовые казаки, но никак не руководящий состав. Среди атаманов всех уровней пьяниц не держали, им тут же было бы отказано в доверии. В атаманы выбирали умных, смелых, хозяйственных. Загулявших атаманов немедленно смещали, а причиненные им убытки он покрывал из своего кармана, за счет собственного хозяйства. Впрочем, до этого доходило редко. До нас дошли сведения, что уже в 1915 году за пьянство получил пять ударов нагайкой на казачьем Круге «без снятия штанов, при всем народе» казак станицы Краснокаменской в Забайкальском казачьем войске (Читинская область).

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты