Казачий Круг

круг Казачий КругВсе важные дела у казаков решал Круг — общее собрание казаков. Круг собирался на майдане — площади. В определенном порядке. На середину площади выходил атаман, за ним старики (усаживались вблизи на скамеечки), за ними кругом женатые казаки, за ними неженатые, не моложе 18 лет; и в последних рядах могли присутствовать женщины, но только жены, сестры или невесты, пришедшие с казаками.

Казачий Круг

круг2 Казачий КругВсе важные дела у казаков решал Круг — общее собрание казаков. Круг собирался на майдане — площади. В определенном порядке. На середину площади выходил атаман, за ним старики (усаживались вблизи на скамеечки), за ними кругом женатые казаки, за ними неженатые, не моложе 18 лет; и в последних рядах могли присутствовать женщины, но только жены, сестры или невесты, пришедшие с казаками.
Круг собирался по зову атамана или с удара колокола, если предстояло судить атамана. При открытии Круга атаман снимал шапку и, крестясь, кланялся на четыре стороны — отдельно старикам и священнику, все затихали. Круг начинал работу, вел его атаман, за порядком наблюдал есаулец с нагайкой, которую он мог применить к активным нарушителям порядка ведения Круга.
Круг решал различные хозяйственные и военные вопросы: раздел земельных наделов, покосов, рыбных тоней, правила рыболовства, охоты и т.д. На Круге утверждали учителей, священников, определяли помощь вдовам и сиротам, рассматривали жалобы и творили суд.
«Атаманы-молодцы, как рассудим дело?» После обсуждения выносилось решение или приговор, старшины утверждали его: «Аминь». Круг решал вопросы приема в казаки иногородних и исключение из числа казаков, только Круг решал вопросы наказания за преступления и тяжелые провинности. Наказанный Кругом должен был (даже после порки) поклониться на все четыре стороны: «Спаси Христос, что поучили меня братья-казаки, неразумного». Казаки прощали:
«Бог простит! Бог простит! Не греши боле!» Могли «поучить» и атамана, и, если прощали, ему возвращали насеку, а все казаки кланялись ему в ноги: «Прости нас атаман, что поучили. Атаман в ответ: «Бог простит! Бог простит!» Если так не ответит, будут «учить» снова. Снятый с должности атаман клал наземь шапку, насеку, булаву и, поклонившись на все четыре стороны и поблагодарив казаков, становился в ряды простых казаков. Круг избирал и товарища атамана (заместителя), есаулов (исполнителей приказов), писаря и казначея.
Атамана и есаулов избирали на 1—2 года. Когда казаки шли в поход, избирался отдельно походный атаман. Атаманом мог стать казак не моложе 40 лет и быть в звании полковника, есаулом — с 30 лет.
Войсковые атаманы выбирались из казаков не моложе 50 лет.
Бывшие атаманы не пользовались никакими привилегиями после их переизбрания.
Непрощенного Кругом мог убить любой, так как идет он «супротив воли Круга». Самым большим наказанием считалось исключение из казаков.
Самыми тяжелыми преступлениями считалось воровство, умышленное убийство и предательство. За воровство по решению Круга привязывали к столбу и рядом клались палки, все проходящие били вора палкой и даже могли забить насмерть, за умышленное убийство убийцу хоронили живым вместе с убитым. За покушение на убийство (с кинжалом, шашкой, ружьем) потенциального убийцу били артельно, а затем отдавали потерпевшему, тот, привязав виновного ниткой за палец, приводил его к своему двору и привязывал к плетню. Виноватый просил прощения вместе со своей родней, и родня же откупала его у потерпевшего. Кровная месть у казаков была запрещена.
Трусов казаки привязывали к дереву и расстреливали из луков (ружей). Труса, нанесшего своей трусостью особый урон, привязывали к столбу на майдане и прилюдно казнили, но тело погребали по-христиански!
За измену (предательство) предателя казнили, а если было возможно, рубили надвое, бросая одну половину на землю противника, а другую на своей земле без погребения.
В полевых условиях казнь по-казачьи — «в куль да в воду», в мешок или в два. При этом в куль насыпали песок, гальку, щебень.
В воду могли посадить временно, насыпав песок в одежду, что-то вроде репетиции казни.
Вешали и на якоре (!) на майдане за шею или ноги. Под ним же и пороли, но по приговору Круга. По приговору Круга сажали и в колоду, а по состоянию дела (тяжесть вины) дом виновного и пожитки грабили, а хозяина били, что и со старшинами случалось, за обиду, за обдел кого в добычах, за надувание (кого заделил или лишнее себе взял).
Когда Круг решал вопросы войны и мира, казаки голосовали выдернутыми из ножен шашками или саблями. Шашка и сабля — казачий мандат, с ней же казак и шел в поход.
Интересно, что в церкви при совершении службы (молебна) казаки выдвигают шашку из ножен (на несколько сантиметров или на четверть) — это обозначает, что казак готов встать на защиту православия.
Женщины-казачки могли присутствовать на Круге, но права решающего голоса они не имели, и в этом был смысл — голосовали взрослые казаки, исполнители решений Круга.

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты