Казаки в истории Рязани

рязани2 Казаки в истории РязаниВ истории Рязанского княжества казаки упоминаются в документах с 1441 года и вот в связи с чем. В то время в Переяславле Рязанском зимовал с войском  татарский царевич Мустафа. «Московский князь Василий Темный послал на него пехоту с топорами, и прибежали на лыжах «казаки рязанские» с копьями и саблями. Зима была холодной, а снег глубокий.

Мустафа укрепился на берегу реки Листени, в 10 верстах от города. Сеча была страшной, всех татар перебили. Рязанцы в бою не участвовали, стараясь дружить с татарами.

Сообщение интересное, во-первых, 1441 год — это 61-й год после Куликовской битвы. Татары и после нее предпринимали еще много набегов, но их войскам было далеко до численности орды Мамая.

Во-вторых, пехота была московская, похоже на ополчение (топоры, рогатины и ослопы).

В-третьих, мордва явно не московские и не рязанские, да и казаки рязанские не из Рязани, так как «рязанцы в бою не участвовали, стараясь дружить с татарами».

Рязань татары уничтожали дважды: один раз в 1236 году и еще раз позже. Поэтому не удивительна осторожность рязанцев и даже то обстоятельство, что они не выставили дружину на поле Куликово. Конечно, это их не украшает, но и их понять можно, они не верили (князь Олег) в успех. Значит, в бой пошли под Рязанью, на Рязанской земле москвичи, мордва и «казаки рязанские». Очевидно, что они рязанские не совсем, так как в бой их князь рязанский посылал вряд ли, иначе почему он не послал свою дружину или ополчение. Напрашивается вывод, что казаки эти с земли Рязанской (предположительно с южных рубежей), за что их и назвали рязанскими, скорее всего они были вольными, так как если бы они служили рязанскому князю, вряд ли они самовольно без его приказа пошли бы на сечу. А князю рязанскому посылать казаков без поддержки дружины себе дороже — татары потом при неудаче русских Рязань бы не пощадили в отместку за набег «рязанских казаков». Значит, казаки пришли самовольно, по просьбе московского князя Василия Темного, но не из страха же перед Москвой.

Вот уж чего у казаков никогда не было, так это страха перед Москвой. Почему же не на конях, а на лыжах? (Это вроде и не по-казачьи, но вспомним: «зима была холодной, а снег глубокий».) Но лыжи? Наводят на размышление — очень уж не казачий инструмент. Уж не новгородские ли ушкуйники, уйдя «от руки Москвы» после присоединения (покорения) Новгородского княжества к Москве, усилили казаков и при нужде быстро изладили нужное количество лыж для отряда? На лыжах к бою с татарами «прибежали казаки».

Под 1492 и 1493 годами летопись говорит о «казаках ордынских», нечаянно пришедших в землю Рязанскую и взявших три села. В этой же летописи эти «ордынские казаки» названы еще и татарами. В последующие века эти ордынские казаки наводили страх на купеческие и посольские караваны по Дону близ Переволок и по нижней Волге, о чем говорят многочисленные документы. Если бы это были действительно татары, то они взяли бы эти три села и дело с концом, а летопись говорит «взяли нечаянно» — значит, они посчитали их селами нерусскими, а то, что их называли ордынскими казаками и татарами, говорит в пользу того, что они пришли с территории Поля и осели на Дону, у Переволок.

Рязанские летописи неоднократно упоминают «рязанских казаков», которые «делали разъезды вниз по Дону»; но Дон река не рязанская, значит, версия верна — казаки были вольные, с чего бы рязанский князь посылал своих казаков на Дон? Это на рязанцев совсем не похоже. И за какой нуждой? В общей сложности татары нападали на Рязань около 8—10 раз (если не больше). Посылать своих казаков на Дон, искать новых приключений на свою голову, рязанцы ну ни как не могли.

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты