Казаки

kazaki marino.ru 0390 Казаки  Один из самых загадочных вопросов Российской истории. Кто такие казаки? Обычные солдатские гимнастерки, но штаны с особыми лампасами — казаки Дона. В черкеске и папахе — кубанские казаки, с верблюдами вместо лошадей астраханские казаки, башлыке похожий на горца — терский казак. Казаки — мусульмане — Персия.

Они все не похожи друг на друга. Ни народ, ни армия, ни профессия. Откуда они произошли? Окончательного ответа дать никто не может.

Так кто же такие казаки?

Версия первая, советская — версию озвучил в 1957 году фильм «Тихий Дон» устами большевика Штокмана. — «Казаки от русских произошли. Еще в старину от помещиков бежали крепостные и селились на Дону, вот их прозвали казаками».

4298 297x300 КазакиВерсия вторая, казаки идут от князя Святослава, Х век, он носил усы и серьгу, значит казак, значит и Рюриковичи казаки?

Версия третья. Рыцари круглого стола короля Артура в древней Англии есть ничто иное как казачий круг. Получается и там наши?

Версия четвертая. Донские степи когда то принадлежали восточным кочевникам скифам, сарматам, позже тюркам. Казак по тюркски — вольный человек. Значит казаки потомки скифов, но доказательств нет.

Версия пятая. Казаки — военные дезертиры которые не захотели служить насильно государству, бежали и создали свое военное сообщество. Считали себя равными князьям и боярам. В последствии, приросли семейными ценностями и постепенно превратились из военного сообщества в самое нормальное общество. Версия конечно популярная, но не верная.

Казаки это казаки!

Версии происхождения казаков рассмотрены в следующих статьях на нашем сайте:

Версии происхождения казачества

Происхождение  — часть вторая;

Версия третья — казаки-татары;

Версия четвертая — Упоминания в русских летописях;

Версия пятая;

Версия шестая.

  Исторически сложилось так, что казаки служили четырем державам: России, Швеции, Германии и Польше, но весь мир считает казаков исключительно Русским образованием.

4296 Казаки  Первое упоминание о казаках в русских летописях относиться к X веку, к временам правления князя Владимира Ясно Солнышко. В летописях упоминается «старый казак» Илья Муромец. Упоминается он там как казак-ветеран, но не как старец. А если так, то не один же Илья был казак? X век, 300 лет до прихода татар,  несли они уже дозорную службу на рубежах нашей родины, т. е. уже были сформированы.
Русские князья старались привлекать на службу казаков. 1502 годом датировано первое упоминание о «городовых казаках» получавших за свою службу по охране границ жалование и землю. Развивались две группы казачества — вольные и служилые которые могли свободно перейти (сменить) из одной группы в другую.
В XVI веке образовались общины терских, яицких, донских, волжских и гребенских казаков. За счет беглого населения, численность их быстро росла. Особенно быстро это происходило в периоды войн, голода и внутриполитических кризисов.
Реформы патриарха Никона значительно усилили количество раскольников бежавших на окраины Руси, в том числе и на казачьи окраины.

  Восточные славяне из России и Украины составляли исторически сложившееся ядро казаков. Во второй половине XVI века правительство России начинает привлекать вольных казаков к охране границ и участию в войнах. В это время на Украине формируется реестровое казачество получавшее царское жалование, которое в XVII—XVIII веках стало одним из основных источников существования казаков.

  Донские, яицкие, терские казаки к XVII веку заканчивают формирования казачьих войск, становятся относительно самостоятельными военно-политическими образованиями с договорными отношениями с Москвой. Дальний Восток, Сибирь, Кавказ и Казахстан, казаки внесли весомый вклад в освоение и присоединение этих земель.

  В царские времена вопросом о казачестве так же мало занимались. Считалось, что существовало оно с незапамятных времен, слилось с государством, жило где то там на окраинах. А что казаки из себя представляют, откуда взялись, какое их было историческое значение, — об этом как то не задумывались. Для военных это были четвертые полки, в столицах о них знали по конвою и джигитовке, а для общества это было нечто ужасное, что то вроде разбойников, оплот ненавистного царизма, плетью разгонявших студенческие сходки. А социалисты шли еще дальше. Так «Народный вестник» писал: «слово казак стало синонимом грубости, наглости жестокости, зверства… когда наши народные представители получат власть, то казачий вопрос будет одним из первых, которым они займутся и разрешат его в смысле уничтожения этой военной касты, являющейся покорным орудием в руках правящего класса … прям таки преступно поддерживать мнение, что казачество является чем-то особенным, чего нельзя касаться».  К этому они и приступили с образованием Временного Правительства.

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты