ЛЕГЕНДА О СУРОВИКИНСКИХ КАМНЯХ

201510140743065 300x297 ЛЕГЕНДА О СУРОВИКИНСКИХ КАМНЯХКогда то давно, уж и не помнит дед Прошка, что на главной улице города еще до войны проживал, старики сказывали:
– есть мол камушек в степи и кто взойдет на него то все болезни прочь. Да как то все забывалось. То советская власть, то казаков раскулачивали, то храмы рушили. Но все же не исчезла молва о том месте, где жилистранные люди в суровикинских степях, звали их суровики. Умели они дружить с природой, а их ритуалы над животными наводили холодок на местных жителей.

Это были такие времена, когда перливались судьбы людей с природным действом. Жившие суровики (в здешних местах их называли суровикинскими цыганами) по своей натуре язычники- мерками мерили весь мир в одно единое и связывали все происходящее с устройством человека, считая, что все что не происходит – все в каждом из нас. Сердце бьется и урожай и солнце светит, а перестало стучать жди беды. Коли камушек упал с холма то где то спотыкнулся добрый молодец, а засвистал ветер и морскота тут как тут. Все взаимосвязано. Все суровики были суеверными, а место их проживания люди обходили стороной. Жил среди них один казак, звали его Чир. Оставшись в одиночестве, родители его рано умерли, он пас овец, прислуживал по мелкой работе крестьянам и жизнь его была никчемная . Как то на подводе уехал он с чумаками в далекие чужеземные края счастья шукать да и простыл след его.
После, через год, уже парубком он вернулся, но поселился не в родном селе, а на хуторе неподалече, средь казаков. Нравился ему этот дивный народ с песнями и широкой душою. Не раз ходил он в походы добывая славу и совсем забыл про родину и про суровиков. Хмельное вино да удаль молодецкая, чистое поле да конь удалой, все что связывало славного казака с его пребыванием на земле.
Однако раз за разом, когда казаки садились вечерять, слышал он от других истории своего селения. Сказывали, что в том месте, где жили суровики, поселился и верховодит злой колдун и имя ему Альмаам. Что послан он небом на землю и живет уж триста лет, а питается человечиной и живым светом ибо сам он не от мира сего. И было у него семь учеников. Кто прибился от голодухи прячась на хивре, кого продали родители.
Каждый год, толи по воле божьей, а то ли по умыслу местных стариков суровики отправляли одногоюнца на хиврю, так звали место где проживал старый колдун с учениками. Место с виду было неказистое, и домик покошенный. По всюду чувствовалось отсутствие руки женской, а молодь ходила в сером саване, в руках держа темного цвета книжицу. Каждое утро они просыпались рано, и по очереди пасли табун лошадей. Тем и кормились.

201510140749363 ЛЕГЕНДА О СУРОВИКИНСКИХ КАМНЯХ
Колдун мог общаться с небом и каждый раз взойдя на холм и произнеся заклинание, он превращался в птицу и покидал эти места улетая в неизвестном направлении, а когда возвращался, то покосившаяся хивря превращалась в замок и какие то странные и неулыбчивые люди откуда не возьмись оказывались за столом. Играла музыка, били барабаны. Суровики отчетливо слышали чей то жалкий плач, но ничего не могли сделать, они боялись. Постепенно плач превращался в стоны похожие на крикилошадей и под утро все это мракобесие прекращалось.
Поговаривали, что каждый год уходили подростки в старую хиврю пасти табун лошадей, а от туда никогда не возвращались. Если местные жители их не отдавали, то в хутор приходила беда. Мор скота, болезни и неурожаи. Так уж завелось, и каждый двор с каждым годом пустел. Говорили так же, что мальчикам запрещалось возвращаться домой и поддерживать с родными связь. Но раз в году, в полнолуние, пир будоражил бедных селян и слышались стоны и лошадиный плач. Кто был рядом, видел, что табун странным образом пополнялся. И раз за разом молодого коня вели на закланье. Как не странно, но во время ритуала погребения зачитывалось человеческое имя, как будто бы хоронили не коня, а человека. И хоронили его по людским канонам.. И на том месте твердела земля и превращалась в камень..

Каждый раз жители переполненные страхом ждали этого страшного дня.

Однажды отважные казаки все же решились посетить это странное место. Был среди них и казак Чир Наливайченко.
— А что, — сказал он братам;
— Уж коли нечистая сила у нас под боком, то и что нам божьим людям терпеть такое соседство. А не сходить ли нам, да не глянуть ли ворогу в глаза?

Уж коли порешили то и пошли казаки. Но как только они вышли за околицу, поднялся сильный ветер, глаза забило песком и раздался душераздирающий свист от которого похолодело в душе у каждого. Как не старались казаки приблизиться к тому месту ничего у них не получалось. Будто бы чья то неведомая сила не давала им ступить и шагу. Вдруг почудилось им, что огромная птица прокричав в небе, взметнула ввысь. И мгновенно буря усилилась. А на утро в хуторе, где жили казаки пропал мальчик. Как не искали его, ничего не могли поделать.

Ответ на этот вопрос знали суровики, ибо вскоре они опять услышали стук барабанов и дикий плач похожий на плач жеребенка.
В ту пору казак Чир уже засватал Ганну, девицу прекрасную во всех отношениях, веселую и жизнерадостную. И батько у ней был атаманом и хозяйство: три быка, пять коров много овец и курей. Ганна часто заплетала ленточки в косу и пела, от того вечерами любил Чир бродить у ее окон восхищаясь невиданной красотою, а однажды не выдержал и послал сватов. Свадьбу решили сыграть по осени, но вот беда война. И ушел Чир биться с турками, а когда вернулся, то узнал, что в его отсутствие пропал брат Ганны. Девушка пошла искать его у тех странных людей, что на холме и то же пропала.Поговаривали, что зажиточный батько атаман Ганны продал их обоих колдунам, на пастушье дело и на учебу.

Не зная что делать и где искать Ганну Чир пришел к тому странному месту и постучался. Дверь тихо отворилась и казак переступил порог этого дома. В доме пахло мышами и сыростью, было мрачно и неуютно. Заскрипела лестница и со второго этажа кто то медленно начал спускаться. Чир спрятался.Раздались невнятные слова. Двое людей шли по лестнице и один из них, по видимому хозяин дома хриплым голосом произнес:
— завтра в полночь будет славная пирушка, — и далее раздались невнятные слова таким голосом от которого тело нашего героя покрылось мурашками.

— Арбр Аррр завтра в полночь – произнес хозяин дома и оба остановились возле двери. .
Кто же рядом с хозяином, подумал Чир. И вдруг луна осветила лицо гостя, им оказался отец Ганны.
— Значит люди не врут,- подумал казак..
После, когда все разошлись, Чир медленно вышел во двор. Вдалеке по степи шел человек, по видимому отец Ганны. Сев на повозку он закурил трубку дернул за вожжи и поехал. Заскрипела телега, и батько запел:
Ой люли, мои люли
Не бачить бильш света
Закроешь ты очи
И лягуть пятаки на века…..

201510140743061 ЛЕГЕНДА О СУРОВИКИНСКИХ КАМНЯХ

Дождавшись следующей ночи Чир подкрался к окну. Видит на столе лежит молодая кобылица с заплетенными ленточками, глаза ее жалобно глядели на сидящих за столом странных неулыбчивых людей, она слегка издавала какие то звуки напоминающие человеческий стон. Батько Ганны находился у изголовья протяжно читая текст книги вслух, в его руке горела свеча. И вдруг он медленно поднялся над кобылицей,
— О боже, мелькнуло в голове у казака, сейчас ее убьют …
Узнал Чир в этой кобылице свою Ганну. Сильно дернув за ручку двери, он бросился вызволять свою невесту.
Вдруг раздался орлиный крик и огромная птица стальными крыльями сбила доброго казака с ног. Завязалась борьба.Как не старался казак пробить клинком шкуру огромной птицы ничего не получалось. Видя свою неминуемую гибель, он прибегнул к хитрости. Увлекая неприятеля к речке и не давая огромной птице вырваться, Чир бросился в воду и потянул ее на дно. Уж не знаю сколь долго длилась эта страшная битва, но поговаривали, что в тот час небо помутнело, а река взбурлилась. Из воды никто не вышел.

Слегка прокашлявшись затянул казак Прошка свою цыбарку, вздохнул и продолжил…

-После все затихло. Ученики по обычаю захоронили кобылицу. А когда читали, то люди слышали имя Ганны. А после покинули странное место.
С тех пор все ушло. Реку стали называть Чир, а все влюбленные и по сей день приходят на холм, где схоронили Ганну и завязывают ленточки. Так и повелось приходить в эти места, говорят они лечат и помогают в трудных делах.
— После, сюда пришли люди, обжились.
Но все ж если присмотреться опытным взглядом, то где где проскакивают цыганские черты суровиков средь местного люда. Видать сказ сей из глубин дошел до нас не только из брехливого хвастовства,- молвил дед Прошка по привычке прикрякивая пошел восвояси. .

201510140831362 ЛЕГЕНДА О СУРОВИКИНСКИХ КАМНЯХ

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты