Северские казаки

 

В то время (1492-93 гг.)в пределах Северского княжества, в Чернигове, Новгороде Северском, Стародубе, Путивле, Рыльске и др. появились свои казаки под названием украинских (от слова украина — окраина, риграничье), северских или севрюков.

С 1468 года в летописях регулярно упоминаются казаки московские. С 1491 года упоминаются в документах казаки мещерские или городецкие. С 1474 года в Крымской Орде. С 1491 года в Царстве Казанском (до победы войск Грозного и взятия Казани еще 60 лет). С 1502 года в царстве Астраханском. До 1471 года в городе Азове (азовские казаки). С 1515 года летописи говорят о казаках белгородских, стан их у Аккермана, у Днестровского лимана в Бессарабии. А также в документах мы находим упоминание о казаках в Очакове, у чуваш, черемис, мордвы, в Соловках и других местах.

Интересно, до нас дошли сведения, что казаки были в Крымских генуэзских колониях, Кафе и в их окрестностях, но казаки эти, однако, не принадлежали к гарнизонам и не входили в состав этих общин. Мало того, они выходили на добычу в Поле и нападали на татарские улусы.

Казаки были разбросаны по «украинам» земли Русской, по южным рубежам, до Новгорода и Соловков, но главные их силы были в порубежье с татарами: земля Рязанская, верховья Дона, Донца, по Днепру.
Откуда столько казаков появилось в русском порубежье? Историк — Савельев утверждает — из Золотой Орды. На первых порах, когда татары пришли в Поле, они очень лояльно отнеслись к православному населению, русская церковь не облагалась данью, священники пользовались уважением, часть татар начала креститься и принимать христианство, татары брали в жены русских женщин.
Ханы Золотой Орды не сажали в русских княжествах на княжение своих мурз, хотя утверждали русских князей на княжение, для чего те ездили в Орду к хану великому, русичи платили татарам дань, но в русских городах не стояли татарские гарнизоны, то есть это можно назвать присоединением Руси к Орде, но не оккупацией.

Все изменилось с принятием татарами мусульманства, христиан стали притеснять, а христианство искоренять. Христиане стали покидать Поле и уходить на порубежные земли к русским княжествам. Начинаются тяжелые годы войны христиан с татарами, и история доносит нам о событиях тех лет, когда начались эпизодические набеги татар на княжества, назовем некоторые из них.

1365 год. Хан Тагай разгромил Рязань. 1373 год. Отряд (от Мамая) разгромил Рязанское княжество. 1377 год. Царевич Аракша громил рязанские села. 1378 год. На реке Воже произошло «великое стояние», и Дмитрий Иванович, князь московский, разбил отряд татарского воеводы Бегича. 1380 год. Нападение войск Мамая на Русь, это уже была армия, правда, разношерстная: монголы, татары, половцы, буртасы, турки, армяне, кавказские горцы, генуэзцы из Кафы, не забудем, что на помощь Мамаю шел литовско-польский король Ягайло (но не успел).

В связи с вышеизложенным историки не дают внятного ответа о причинах участившихся набегов, ведь русичи платили дань и немалую. Автор бращает внимание читателя, что более всего от набегов страдала земля Рязанская, и это странно — рязанцы ведь замирились с татарами. И три нападения за 12 лет (?), а за многие годы? Думается, что причина здесь в том, что уходившие из Орды казаки оседали в верховьях Дона и на Рязанском порубежье, но мстили татарам, совершая набеги на их улусы, о чем история умалчивает, ведь казаки не подчинялись князьям. Скорее всего татарские набеги не что иное, как карательные экспедиции против казаков и земли «урусов», откуда они приходили.

Кроме того, татары не могли не чувствовать растущей силы Руси, и разгром Бегича — лучшего военачальника на Воже — встревожил их окончательно. Мамай собирает огромную армию с целью нанести упреждающий удар и разбить «урусов», пока они не встали на ноги крепко. Но было уже поздно.

Интересно, но факт — князья русские сумели собрать, вооружить и обучить боевые дружины в условиях «татаро-монгольского ига». Хорошо же было иго, что проморгало процесс. Автор считает, что с дружинами русских князей на Куликово поле пришло много казаков, с земель украинских-порубежных, их не могло не быть в этом случае. Просто в официальных документах это не отражено должным образом, упоминается только, что засадный полк Боброка Волынского был из черкас (казаков). Но именно этот полк почему-то поставили в засаду, и именно этот полк нанес сокрушительный удар в решающий час битвы.

Но продолжим. После Куликовской битвы «иго» не окончилось, конечно, Москва уже не платила дани татарам, и они старались восстановить свою империю, продолжались нападения на Русь и очень тяжелые. Так, уже после Мамая Тохтамыш дошел до Москвы и сжег ее по навету суздальцев, которые, не желая подчиняться Дмитрию, назначенному Тохтамышем великим князем, составили Тохтамышу кляузу на Дмитрия — будто бы он задумал перейти «под руку Литвы».

Еще много десятилетий приходили татары набегами на Русь, доходя до самой Москвы. Но русичи уже не покорились и их объединенные войска и казаки отбивали татарские орды. Но много еще голов сложили русские воины и казаки в Диком поле в боях.

В 1395 году по степям Дощины прошел огнем и мечом Тамерлан, «железный хромец», и стер все живое. Многолюдный Азов Тамерлан обещал не трогать, получив за это богатейший выкуп и дары от купцов венецианских, генуэзских, каталонских, бискайских, египетских. После чего воины Тамерлана разграбили все дома, а жителей и купцов перебили. Азов и все его богатства исчезли.

В Донской стороне ничего не осталось, кроме земли и неба. Правда, речь идет о южных частях России, в среднем и верхнем течении Дона Тамерлан не был, он выжег и вырубил все в нижнем Подонье.

Именно в это время еще часть казаков ушла на Днепр, север и на Яик, заложив основы Яицкого казачества.

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты