Устройство Запорожской Сечи

2016 05 20 59 40 01 300x297 Устройство Запорожской СечиРазросшееся и усилившееся запорожское войско позже стало селиться не только на островах и в плавнях, но и по берегам Днепра, вначале на полуостровах, организуя коши — казачьи станы военного образца, которые омывались с трех сторон водой реки. Чтобы попасть в Сечь со стороны степи, нужно было проехать базар, где жил приезжий люд. Базар кончался у «брамы» или башни, укрепленной пушками, с проездом внутри. Здесь, до брамы, находились лавки и шинки (кабаки).

Устройство Запорожской Сечи

Направо и налево от брамы тянулись валы, обнесенные палисадом и замыкавшие собственно Сечь, где жили казаки. В центре поселения находилась площадь, вокруг которой были выстроены 38 куреней—длинных деревянных домов вроде казарм.

Курень у запорожских казаков обычно был 30—50 метров в длину и несколько метров в ширину. Строился из рубленого дерева с 4 окнами и одной дверью. Внутри была перегородка, отделявшая жилую часть куреня от сеней. Печка (груба) топилась из сеней, отдавая тепло в жилую часть. От порога до «покута» (кут — угол) — «красного» угла, где висели иконы, стоял большой длинный стол — «сырно».

Вокруг сырна ставились узкие скамьи. Вдоль стен настилался стоявший на столбах помост (нары). Помост служил постелью. Спали казаки всегда на жестком, под голову клали валик из войлока. По стенам развешивалось личное оружие, к потолку прикрепляли паникадило. В курене размещалось примерно 60 человек.

Каждый курень имел свое название, которое происходило от имен атаманов-основателей или городов, из которых вышли первые казаки куреня. Например, Уманский, Батуринский, Полтавский, Переяславский курени — по именам городов, а Незамайковский, Ивановский, Рашковский и другие — по именам атаманов- основателей.

В самом углу Сечи, в наиболее защищенном месте, стояла церковь во имя Покрова Божией Матери. Здесь же помещалась войсковая казна и канцелярия, стояла изба — дом кошевого атамана, простая по устройству, без роскоши и излишеств.

Семьей запорожца был его курень, здесь ему отводилось место длиной в 3 аршина (2 м 10 см) и шириной в 2 аршина (1 м 40 см).

В курене казак жил на виду у всех, здесь проходила его жизнь, полная тревог, опасности, разгула и веселья. Запорожец не имел собственности: он пользовался тем, что имел курень: лавки, шинки, земли, рыбные ловли, коней, овец. Куренной атаман был отцом этой семьи и главным хозяином ее имущества. Казак, не прошедший должности куренного атамана, не мог попасть ни в кошевые атаманы, ни на другие войсковые должности. Куренные и кошевые атаманы, по увольнении с должности, сохраняли почет до смерти под именем стариков, к их голосу прислушивались и часто их голос был решающим на Кругу (речь идет об атаманах, достойно исполнивших свои обязанности). Куренные казаки Сечи были ее гвардией, основной силой.

Кроме Сечи, казаки проживали еще в паланках и зимовниках, занимаясь там хозяйством. Пахотной и покосной земли было много. Разводили казаки коней, скот, овец. Все казаки паланок и зимовников были приписаны к какому-либо куреню.

Хозяева зимовников получали из коша особые билеты, по которым они и пользовались землей лично за верную службу. Население зимовника достигало 30—40 казаков. По обычаю зимовники укреплялись наподобие крепостей. Посередине зимовника стояло 3—4 хаты, амбар, погреб, конюшни, клуня, а кругом «шанцы», или редуты, с глубокими рвами и высокими валами. Из таких зимовников постепенно вырастали городки, а потом и города. Запорожец Ус имел зимовник там, где сейчас стоит город Александрия, казак Петрик считался основателем Петриковки.

Кроме зимовчан, жили в Запорожье и люди посполитые (иногородние), — поселяне-неказаки, ведущие хозяйство на казачьих землях, за что они платили войску налог-дань крупой и салом. Дань была относительно небольшая. Люди посполитые жили семьями, хуторами или селеньями. Из таких селений возникали потом некоторые города: из Половицы — Днепропетровск, из Никитина перевоза — Никополь, из Самарчика — Новомосковск.

Села и зимовники входили в состав паланок или запорожских уездов («паланка» в переводе с турецкого означает «крепость»). Во главе паланок ставились обычно полковники, под началом которых находились семейные казаки. Всех паланок в Запорожье было восемь: Бугогардовская, Перевозская или Ингльская, Самарская, Кодаковская, Орельская, Протовчанская, Кальмиусская, Прогнойская.
Бугогардовская — район Новой Одессы.
Перевозская — район нынешнего Херсона.
Самарская — современный Новомосковский район.
Кальмиусская — в районе современного Мариуполя.
Прогнойская (от слова «прогнои» — соленые озера, в которых запорожцы добывали соль) — находилась на Кинбурнской косе и имела стратегическое значение, так как служила казакам ключом к «синёму морю».

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты