Происхождение казачества. Версия 5-я

казачества 51 Происхождение казачества. Версия 5 яДревнейших обитателей южнорусских степей всех «чохом» скифами называли греки, а еще савроматами (сарматами), иногда выделяя из них тавроскифов (в Крыму), скифов-меотов (вокруг Меотиды — Азовского моря), сарматов (на Кубани). Персы же всех обитателей степей именовали саками, и, наверное, не просто так.
Кос-сахи (саки), по-скифски означает «белые олени».
Кос-саки (ка-сака), племена «скифского народа».
Позже, но тоже в древности, греки стали употреблять термин «коссахи», а еще позже «касакос» (греческое произношение).

Самая первая печать донских казаков при ее оттиске передавала изображение белого оленя, пронзенного стрелой. Откуда сюжет?

Вариантов ответа два. По первому (греческому) в глубокой древности богиней Приазовья была Диана — богиня целомудрия, охранительница лесов и зверей. Некто Актеон (сын Аристея), охотник-иностранец, случайно увидел нагой Диану во время ее купания. За это Диана превратила его в оленя и пустила в него смертоносную стрелу. Учитывая широкие связи скифов с греками, эту легенду они знали, а позже она легла в сюжет легенд донских казаков-охотников, потомков скифов-меотов.

Во втором варианте охотники-скифы, преследуя раненного стрелой оленя, нечаянно перешли мелководьем и камышами через морской залив в Крым и попали в тыл к готам (годи), своим врагам. После по этому пути скифские военные отряды вышли в Крым, в тыл своим врагам (Перескопский перешеек был защищен), и разгромили их.

Какой из вариантов ответа о происхождение казачества верен, сказать трудно, но более целесообразным и правдоподобным представляется второй.

Если казаки ведут свои корни от скифов. Во всяком случае здесь есть логическая связь, и белый олень является символом давней победы над сильным и опасным врагом. Возможно, есть здесь и какая-то цепочка-связь с племенем кос-сака — белые олени.

 Происхождение казачества. Тмутараканское княжество

Есть и еще один след-догадка. Когда русский князь Святослав (в союзе с печенегами) разгромил войска Хазарии, пройдя с боями по Волге, и вернулся степями в Киев, ему в походе том пришлось штурмом брать хазарские города-крепости: Итиль на Волге, Тарки (Дагестан), Семендер на Тереке, Семикару и Саркел на Дону. А вот две сильные хазарские крепости Крчев и Тамтаракай (Керчь и Тмутаракань) сдались без боя. Защитники этих крепостей открыли ворота и выдали Святославу хазарских наместников. Историки этот факт сообщают, но не объясняют. Но так могло быть, если только жители этих крепостей и земель вокруг были славянами. Не просто же так позже внук Святослава Мстислав сел на княжение в Тмутаракань.

Историки сообщают, что Мстислав сел на княжение, будучи ребенком. И с ним из Киева пришла дружина. Но никакая дружина не смогла бы обеспечить безопасность князю и себе, если бы в Тамтаракае и вокруг был чужой и враждебный народ. 200 лет просуществовало русское Тмутараканское княжество. Население его составляли черкасы, кабардинцы-христиане и потомки дружинников князя. Между собой жили они дружно, а вот с касогами (черкесами), приходилось воевать. Судьба княжества была трагичной: через 200 лет, после череды эпидемий и истребительных войн (с черкесами) кабардинцы отошли в Пятигорье, а потомки черкас и ратников Мстислава через Дон ушли на Украину, где заложили городок Черкасы. Но часть людей осела на Дону, где на острове Дона заложили городок Черкасск, ставший впоследствии столицей донских казаков. А в некоторых учебниках российской истории написано, что из разгромленного Тмутараканского княжества на Русь пришли черкесы и заложили ряд городов, в числе коих и Черкасы (!). Нет слов. И никому не вступило в голову, что черкесы не могли прийти на жительство в Русь Киевскую потому, что они с русичами были враги. А если бы и пришли, то заложили бы Черкесск, наверное, а не Черкасы (?!). Не пришли же кабардинцы-единоверцы, а остались на Кавказе, хотя с русскими они жили в Тмутараканском княжестве дружно. А черкасы? А черкасы были потомками скифов-меотов, славянами и издавна жили на землях Приазовья, поэтому и сдали крепости Святославу. И еще. Казаки-запорожцы почему-то называли себя казаками-черкасами. Как и торки и берендеи, жившие по Днепру еще до прихода Батыя.

Остается только сообразить-догадаться, почему часть черкас задержались на Дону и заложили Черкасск. Да потому (скорее всего), что когда дружина Мстислава шла в Тамтаракай, а шла она через Донщину, часть донцов присоединились к ратникам Святослава добровольцами или по контракту на службу (как наемники). Вот их-то потомки и задержались на Дону, вернувшись на родину своих дедов, а с ними осталась и часть черкас-славян. И городок они назвали Черкасском неспроста. Корни названия уходят в XI—XII века.
Старые документы и летописи порой доносят до нас любопытные детали, наводящие на следы казачьи или объясняют некоторые казачьи обычаи. Так, все казаки знают, что казаки-запорожцы носили чуприну — длинный клок волос на выбритой голове, длинные усы и иногда серьги в ушах, которые носили и казаки-донцы. Когда повелась такая мода, сказать трудно, но то, что ведется она издавна и имеет славянские корни, видно из «Истории Льва Диакона», когда Святослав вел войну на Балканах в 971 году. До нас из той истории дошел словесный портрет Святослава-ратоборца: «Святослав был среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский (узкий), длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга». Что-то много совпадений с обычаями казачьими.

Вспомним, что казаки носили серьгу в ушах не все, а кому положено: серьга в левом ухе — один сын у матери, серьга в правом — последний мужчина в роду, а если по серьге в обоих ушах — один ребенок у родителей. Серьги были опознавательным знаком, таких казаков по возможности подстраховывали в бою. Мы не знаем, в каком ухе у Святослава была серьга, но если учесть, что он был один сын у матери (Ольги), то в левом. Святослав не был казаком, но славянином, и обычаи носить «клок волос» — чуприну, длинные усы и серьги чисто славянские, и казаки, будучи сами славянами, просто сохраняли их. Это не просто совпадения, казачьи обычаи, как видно, уходят в глубь столетий истории славян степной Скифии, о которой мы практически ничего не знаем. Кроме упоминания-осколка о Скуфи «Киевской», из которой позже и родилась Киевская Русь.

На протяжении многих столетий в степи Скифии вторглись народы разные: готы, гунны, хазары, печенеги, куманы-половцы, татары. Историки приблизительно установили время вторжения их, но в определении их родства и корней полной ясности нет. Так, часть историков гуннов считает родственными скифам и считает их тоже славянами. Версия о великих готах — германцах, создавших империю от Балтики до Кавказа в III—IV веках во главе полководцев Германа- реха и Гулареха, — до наших дней стоит непоколебимо. А между тем в русских летописях упоминаются годь (а не готы), а в европейских документах у Фукидида говорится о гетах-русах как самом многочисленном народе в Европе уже в IV веке до нашей эры (потом в документах геты-русы куда то исчезают?!). Писатель Дескипп в III веке новой эры сообщает: «Скифы, называемые готами, переправившись при Декии (Румыния) через Истр (Дунай), подвергли между 249 и 256 годах опустошению, подвластную римлянам страну». Не о гетах ли русах идет речь.

Полной ясности в смене народов в Диком поле нет до сих пор. Но то, что в степях тех с глубокой древности жили славяне, не подлежит сомнению. И земля от Дона до Кавказа в старину называлась Азъ (священная) . И город Азов заложили славяне и назвали его соответственно.

И казаки появились в степях Приднепровья, Подонья и Приазовья в глубокую старину. Предками казаков были скифы — славяне и киммерийцы. Казаки не могли появиться из ничего. Из ничего ничего не возникает.

Происхождение казачества. Версия 5-я

По материалам книги:
Казачья память России.
Ю.Ф. Сухарев

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты