Версии происхождения казачества. Казаки — татары

Версии происхождения казачества.  (Татарские корни)

казачества 300x171 Версии происхождения казачества. Казаки   татарыА.А. Гордеев — донской казак, офицер-фронтовик, автор замечательной книги «История казачества», впервые изданной во Франции, в своей книге пишет- утверждает, что казачество своим появлением обязано приходу татарских войск Батыя в южнорусские степи. В 1342 году (!). Ну что же, давайте попробуем понять логику Гордеева и рассмотрим версию Казаки-татары.

Гордеев сообщает, что основными силами войск Батыя были отряды легкой конницы из числа покоренных монголами племен сибирских татарских орд «касахов» (и узбеков Средней Азии). После победного похода в Европу часть орд татар, участвовавших в походе Батыя, осели в степях от Дуная до Волги на жительство, где продолжали вести привычную для них жизнь кочевников-скотоводов. Степи эти вошли в улус Золотой Орды, включавший еще и земли по Волге от Казани до Астрахани. Для освоения этой огромной территории нужны были люди: для обслуживания дорог и содержания ям(ов) — станций, караван-сараев, для работ внутри поселений, для охраны границ; нужны были слуги, рабочие, пастухи, ямщики. Для решения этих задач татары вместе с данью брали на Руси особую дань «тамгу» — людьми, забирая каждого десятого человека, включая женщин. Из молодых и сильных мужчин татары формировали поселения русов в степных землях Золотой Орды, среди татарских кочевий. Мужчины этих поселений должны были нести военную и сторожевую службу и составляли «низовые полки» Орды. Воинам этих поселений разрешалось заводить семьи, заниматься скотоводством, рыболовством и охотой, но запрещалось земледелие как занятие, мешающее воинской службе. Воинов этих поселений татары называли «ордынскими казаками». Правда, Гордеев уточняет, что из числа покоренных народов наиболее отвечали требованиям несения службы в составе легкой конницы «низовых полков» жители Приазовья, Придонья, население Северного Кавказа (Кубань) и половцы. Но кое-что следует пояснить.

Русские летописи жителей Приазовья и Придонья называли бродниками, так как в основном они обслуживали броды и переправы через реки еще задолго до татар. А что касается половцев, прибывших в степи за 100 лет до татар, следует не забывать, что они с татарами враждовали и, именно от татар уходя, они и вторглись в Волго-Донское междуречье, где 100 лет воевали и дружили с русами Киевской Руси. Вражда монголо — татар с половцами была давней и татары теснили половцев на запад. Именно поэтому в 1223 году Субэдэй дерзким походом через горные теснины Кавказа вышел в тыл половцам и погнал их к Днепру, где произошла битва на Калке между двумя туменами татар Субэдэя (20 000 воинов) и соединенными русско-половецкими войсками числом до 80 000 (!). Победили татары.

За несколько дней до сражения на Калке татары прислали в Киев делегацию, которая объяснила русским, что татары преследуют половцев, а против русов ничего не имеют и просили их не вступаться за половцев. Но совет ряда русских князей, к тому времени сдружившихся и даже породнившихся с половцами, решил встать на их защиту. Всю татарскую делегацию в Киеве перебили. По законам Ясы Чингисхана это было гнуснейшее преступление (убийство доверившегося), и татары этого не забыли русичам ни на Калке в 1223 году, ни позже, в 1239 году, когда войска Батыя вновь погнали половцев на запад, а одна из колонн татарских войск пошла на Русь, где они разорили Торжок и Козельск. Козельск 7 недель защищался отчаянно, за что татары назвали его «злым городом» и, взяв, подвергли население избиению, как они потом поясняли, за то, что козельский князь, будучи в Киеве в 1223 году, принимал участие в решении об уничтожении делегации Батыя. Ни одно из русских княжеств не пришло на помощь Козельску и Торжку. Татары -таки выбили половцев из степей, и они отходили на запад в степи дунайские, в Венгрию, Кроатию, Сербию, а татары шли следом и громили армии европейских государств, встававших у них на пути. Война длилась два года. В начале того великого похода татарские войска взяли и несколько русских городов: Владимир, Чернигов, Киев, но истощенные междоусобными распрями русские сопротивлялись слабо, и княжества сдавались одно за другим, многие вообще без сопротивления, как Углич, города Поволжья и Волынское княжество. Русские обеспечивали татарские войска продовольствием, лошадьми и… русскими войсками (!). В рядах татарских войск шли и бродники Донщины и Приазовья.

Венгерский король в письме к папе пишет: «Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню и как овчарня было окружено (кроме монгол и татар) различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга» (!). А, может, венгерский король что-то напутал? Да нет. Не напутал. В рядах «монголо-татарской армии» Батыя монгол было всего до 4000 человек, татар побольше, до одной четверти, а три четверти составляли «христиане и иные», как позже напишет Карпини. На запад шла 600-тысячная интернациональная армия, в войсках которой не последнее место по количеству занимали русичи и бродники (славяне), да и болгары — братушки и «иные». Поэтому венгерский король и упомянул их отдельно. Об этом наши историки не упоминают, неудобно как-то. А может, приневолили татары русов и бродников? Вряд ли. Ведь большинство княжеств просто сдались татарам. Кроме того, в армии татар был закон: из захваченной добычи хану отдавать только десятую часть, остальное все шло в «дуван» воинам (дележ). Почему бы не повоевать?! Особенно «всегда готовы» были бродники, которые с татарами сразу поладили. Поладили, как видно, и после 1242 года, когда часть татарских орд после окончания победоносного похода осела на жительство в степях от Днепра до Волги. Далее начинается самое интересное, читатель! Будь внимателен!

Год 1252-й. Посол французского короля Людовика IX Вильям Рубрикус следует степями днепровскими и донскими в Сарай, к Батыю, и далее в Монголию. Это всего через 10 лет после завершения победного похода татар в Европу (!). Что же увидел Рубрикус? Наверное, разоренную страну? Вовсе нет! И написал об увиденном: «Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами и в смешении с ними превратились в закаленных воинов; усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Средства для жизни они добывают войной, охотой, рыбной ловлей и огородничеством. Своим женам и дочерям они не отказывают в богатых подарках и нарядах. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами выдры, белки, горностая. Мужчины носят короткую одежду: кафтаны, чекмени и барашковые шапки. В смешении с другими народами русы образовали особый народ, добывающий все необходимое войной и другими промыслами: охотой, скотоводством и рыболовством. Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами: на переправах рек — повсюду русы, имеющие на переправах по три парома».

Текст этот дорогого стоит. Если над ним поразмышлять. Текст этот А.А. Гордеев и приводит в своей книге в подтверждение своей версии об организации татарами в степях военизированных поселений из русских, превратившихся в «низовые полки ордынских казаков» на службе у татар. Версия Гордеева была бы очень правдоподобной, но…

Во-первых. Нападение войск Батыя в 1237 году на завоевание Руси не похоже. Это скорее был набег. Когда Батый подошел к Рязани, татары попросили рязанцев дать им продовольствие и лошадей. Рязанские князья, не удосужившись узнать, с кем имеют дело, отказали: «Убьете нас — все будет ваше». Войска татар и рязанцев сошлись недалеко от города, но когда татарская конница, развернувшись в лаву, пошла в атаку, рязанцы дрогнули и побежали. И было от чего. Они впервые увидели в деле конную татарскую лаву, а зрелище это страшное.

Татары взяли Рязань и подвергли ее разгрому (город только что отстроился после погрома его суздальцами в 1208 году). Татары, взяв продовольствие и лошадей, ушли из Рязани. Рязанский боярин Евпатий Коловрат, собрав до 2000 воинов, догнал татар и ударил по ним на марше. Весь отряд Коловрата и он сам погибли в ожесточенном бою. Светлая им память.

После чего Батый ушел на Волгу, где и зазимовал. Все говорит за то, что татар приходило немного. И только через год, собрав силы, Батый повел войска на Русь в 1238 году. Тогда татары взяли Коломну, Москву, Владимир, Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострому, Углич, Дмитров, Тверь, Переяславль-Залесский, Юрьев и многие другие. Из них оказал сопротивление только Владимир, остальные просто сдались. И еще через год, в 1239 году, пополнив армию (русичами и бродниками), Батый пошел на Европу. Именно в этом 1239 году татары разорили Торжок и Козельск, оказавших отчаянное сопротивление, а Чернигов и Киев, хоть и оказали сопротивление, но незначительное (не оправившись еще от междоусобиц), и татары взяли их легко. Оставшиеся на их пути города и земли без боя покорялись татарам (как Волынь). Широкомасштабные бои начались в Польше, Чехии, Венгрии и пр. Причем от чехов татары, бывало, терпели и поражения. Русских, бывших в рядах татарских войск, европейцы называли «наихудшими христианами».

Таким образом, татары подчиняли, покоряли Русь 3 года. Но… В занятых ими городах они не оставляли гарнизонов, что на оккупацию непохоже. Они привлекали много русских войск в свою армию как союзников в походе на Европу. Именно поэтому татары после победного Западного похода 20 лет вообще не брали дани с русских княжеств, кроме Киева и Чернигова. Русь просто стала «русским улусом» в составе Золотой Орды. А русским князьям татарские ханы стали выдавать ярлыки на княжение, в том числе и на великое княжение, для чего князья — русичи ездили в Орду. Ездили все. Даже Александр Невский, который именно во время «татарского ига» бил шведов и немцев, а татары его в том поощряли. Ярлыки на княжение вовсе не были унижением русов, как пишут наши историки, а пресекали постоянную княжескую междоусобицу в борьбе за верховную власть, где проливалось море русской крови, что татарам было просто невыгодно. И татары навели в этом порядок. Но некоторые князья и княжества иногда бунтовали и не подчинялись татарским ярлыкам-приказам. Тогда татары посылали на Русь войска, чтобы напомнить, «кто в доме хозяин». И горели села и города, и лилась кровь. Так, дважды татарские войска приходили на Русь «огнем и мечом», когда власть делили сыновья Александра Невского. Остальные были не лучше. Так было. Много раз. Но вернемся к версии А.А. Гордеева.

Во-вторых. Читая и перечитывая рассказ посла Рубрикуса (а он того стоит) о его путешествии в Сарай через степи (в 1252 году), возникают вопросы. Это когда же и как, всего за 10 лет, татары смогли организовать столько военных поселений — «повсюду, среди татар поселения русов»? И когда русы успели «превратиться в закаленных воинов»? Завести жен и дочерей, «которых баловали богатыми подарками и нарядами»? Это невозможно за 10 лет.

В-третьих. Рассказ Рубрикуса «о руссах», об их быте, занятиях, одежде и образе жизни очень походит на описание донских казаков которые тоже были закаленными воинами, средства для жизни добывали войной (поэтому и пошли с татарами в Европу), охотой, рыбной ловлей и огородничеством; баловали жен и дочерей подарками и нарядами (трофеи), одежда — «кафтаны, чекмени и барашковые шапки» (чисто казачья), «в смешении с другими народами образовали особый народ» (ну не за 10 же лет), и, главное, было их много — «повсюду, среди татар их поселения». Но Рубрикус называет этот народ русами, а не казаками? Это объяснимо (версия автора).

В записях Рубрикуса речь идет о бродниках, издавна живших в Приазовье, а то, что Рубрикус называет их русами, ясно-понятно, так как бродники говорили на языке, очень похожем на русский. Французский посол, ехавший в Монголию, вряд ли в совершенстве знал русский язык (если вообще знал), поэтому язык бродников и русских для него был одинаков, и он искренне почел бродников за русских. А вот венгерский король в письме к папе их не перепутал и назвал отдельно: «Приходили русские и бродники с Востока».
Вывод: казаки (бродники) жили в донских степях задолго до прихода туда татар. С приходом татар бродники так и остались жить в тех степях, и именно из них «и иных», тоже живших в степях и формировались «низовые полки», служившие татарам под именем «ордынских казаков». За что татары дани с них и не брали.

А что же с версией Гордеева? Гордеев, познакомившись с записями Рубрикуса, искренне заблуждался, не сопоставив дат прихода татар (1342 год) и путешествия посла Рубрикуса (в 1352 году), и не учел того, что у казаков и русских больше отличий, чем сходства (только язык).

А татары? Татары были вовсе не дураки. Зачем им было формировать военные поселения в степях Орды, где из крестьян — русичей, жителей лесостепной и лесной Руси, воспитывать воинов-степняков (ордынских казаков)? Казаки — бродники уже жили там давно и были отличными воинами. И татарам было просто выгодно с ними поладить. Они и поладили. Что же касается татарской дани людьми «тамги», когда брали одного человека из десяти, то факт сей имел место, но этих людей на Руси брали для работ в Орде, для «внутреннего употребления», но брали не всегда, а лет 20—30, набрав нужное количество. Но, бывало, брали и в войска. Во время войн. И использовали для обслуживания войск или в качестве пехоты, которую не жалели.

Так что версию А.А. Гордеева о зарождении казачества со времени прихода в степи татар Батыя принимать нельзя, в отличие от его книги «История казачества», — книги замечательной во всех отношениях.

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты