Казаки потомки тюрок. Происхождения казачества.

В Сибирской истории Фишера (издана в 1774 году Российской академией наук) слово «казак» трактуется как татарское, обозначающее бездомного и бессемейного человека. Название это приписывалось «ордынским казакам», жившим в XVI веке на нижней Волге, ныне киргиз-кайсаки, которые славились в свое время набегами.

По мнению Сталенберга, слово «казак» означает человека вольного, живущего у границы и готового всегда служить за деньги.

Болтин, в примечании к истории Леклерка, в 1788 году писал: «В отдаленные времена на юге России жили татарские и сарматские племена; от них отделились разные толпы в степи, разбойничали там или питались звероловством. Татары называли их казаками, то есть сбродом. Люди эти, увеличившись, стали известны в нашей истории под именем половцев, существовавших до нашествия татар» (Батыя).

В этих версиях происхождения казачества не все сходится.

  • Во-первых, у татар в языке вообще нет слова «казак» или аналогичного ему по смыслу.
  • Во-вторых, язык у казаков вовсе не татарский, а славянский, что было бы невозможно, если бы они вели свой корень от татар.
  • В-третьих, половцы и татары враждовали, именно татары выбили их с Поля в Европу в 1237—1242 годах.

Вл. Броневский в своей «Истории Донского Войска» писал, что будто бы «Царь Иван Васильевич, видя размножение на Руси бродяг и разбойников, приказал их турнуть из отечества на Дон», из которых и произошли казаки.

Барон Брамбеус (О.И. Сенковский), знаток восточных языков, в 1834 году писал (т. 6 «Казаки»): «Слово “казак” есть имя народа, который мы ныне называем киргизами» (казахи). Основывает он свое утверждение на том, что у киргизов есть род «казок» (как и другие — «кипчак», «чаймен»). Но ведь род еще не народ, да и казок не казак? А язык? Конечно, язык со временем может меняться, но не настолько же!..

Ознакомиться с другими версиями происхождения казаков

Происхождение казачества Версия первая

Казаки потомки тюрок. Происхождения казачества.

Версии происхождения казачества. Казаки — татары

Происхождение казачества. Русские летописи

Казачество и его происхождение — версия 5

Появление казачества — версия 6

Есть еще версия о том, что имя «казак» принадлежало торкам и берендеям, обитавшим на берегах Днепра, пониже Киева, еще до Батыя. Вроде бы торки и берендеи назывались черкасами, а также казаками. Название «казаки» в те времена означало вольницу удальцов. В записях византийского императора Константина Багрянородного (X век) упоминается народ «казаки» территория их проживания — «Казакия» на Кавказе, в нижнем течении реки Кубань, от ее устьев до гор.

Но о «Казакии» есть и более древние сведения. Историки древности сообщали о том, что на картах Птолемея (II век) — крупного ученого, жившего и работавшего в Египте в Александрийской библиотеке (по нашим меркам — академия наук), — была даже обозначена земля Казакия на Кубани и ее столица Черкаса. При разгроме Александрии арабами большинство уникальных документов и карт погибло в огне пожара.

В связи с тюркскими версиями происхождения казаков имеется и объяснение слова «атаман» от тюркских «ата» — отец и «ман» — мен, от слова тумен (войско), то есть атаман — темник, командир отряда. Но все эти версии — догадки и не более того. Четкого ответа нет как нет. И в пику версиям «нерусским»: новгородские ушкуи еще в XII—XIII веках ходили в далекие походы ватагами, под началом ватаманов (сообщают летописи).

Долгие годы и десятилетия историки спорят о казачьих «корнях». Многие, искренне считая казаков потомками тюркоговорящих народов, приходивших в Дикое поле встарь, аргументируют свою версию наличием в языке казаков-донцов, запорожцев и уральцев множества тюркских слов: сагайдак, казан, аркан, есаул, бунчук, торба, котомка, юрт, арба, мешок, базар, дуван, айда и пр. как слов оставшихся от первоначального языка казаков.

Так А.Н. Ригельман пишет: «Донцы и сами о себе прямого начала своего сказать не могут, а мнят, будто б они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялися… и думают доподлинно только обрусевши, живучи при России, а не Русскими людьми быть». По Ригельману, получается, что казаки-донцы, происходя от черкесов и горцев, обрусели — переняли русский язык «живучи при России». Но так не бывает. Обрусеть можно только живя в самой России, а слова тюркские казаки просто переняли у других народов в свой обиход. Мало того. Во времена давние, особенно после прихода татар войск Батыя на жительство в степи (1342 г.), казаки и татары жили в близком соседстве.

О том посол Рубрикус пишет в 1352 году «повсюду среди татар поселения русов…» — это через 10 лет после 1342 года (прибытие татар). Казаки широко общались с татарами, торговали и служили в «низовых полках», и в XIV и XV веках знание татарского языка было первой необходимостью.

Нередко казаки и жен себе брали из татарок, горянок, турчанок и персиянок — отсюда и непохожесть внешнего облика казаков-донцов на «русаков».

Татарский язык в те времена был в таком ходу, что практически все казаки его знали и на казачьих вечерках-посиделках татарский язык был в ходу не меньшем, чем французский в петербургских салонах XIX века.

В доказательство этой версии в языке казаков можно отыскать немало слов украинских и даже турецких: гарбуз, шальвары, куга, чикамас, курень, бабайка и пр.

Подавляющее количество слов в языке казаков все же славянские или имеют славянские корни, что говорит за славянские корни большинства самих казаков.

И еще доказательства. Казачьи выговор и манера исполнения песен отличаются от русских своей мелодичностью и напевностью, а еще больше от выговора и песен татар и горцев. Казаки песни не просто поют, как на Руси, а «играют», причем одну и ту же по-разному.

Славянские корни языка казаков и русских делают их языки похожими, поэтому русские без особого труда понимали разговорный язык казаков — донцов. Но именно эта особенность и породила у ряда историков «догадку» о происхождении казаков из беглых крепостных крестьян, бежавших от помещиков на Дон, с которого «выдачи нет».

Да! Такие факты имели место, но, во-первых, тогда казачий выговор и песни не отличались бы от русских, а во-вторых, из крестьян прибывавших на Дон казаками становились 1—2 из десяти (в лучшем случае).

Специфика казачьего образа жизни требовала людей особого склада характера. Поэтому и существовала пословица-поговорка — «казаком мало стать или быть, казаком надо родиться».

А те крестьяне-русичи, кто прибывал (бежал) на Дон и не становился казаком, жили среди казаков и работали, занимаясь земледелием, садоводством, рыболовством, кузнечили, строили и т.п., составляя не казачье население — иногородних, которых к 1917 году на Дону была половина от всех жителей.

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты