Жизнь и быт казаков на Урале

2016 05 16 26 50 01 300x194 Жизнь и быт казаков на УралеОписывая казаков яицких, современники писали: «Уралец ростом не велик, зато плотен, широк в плечах; вообще это народ красивый, здоровый, живой, деловитый и гостеприимный. В бою храбры, в походах выносливы. Морозов уральцы не боятся, потому как мороз “крепит”; жары тоже не боятся — пар костей не ломит; а воды и сырости — еще того меньше, потому как с детства привыкли к промыслу рыбному».

Жили казаки в станицах. Жилье располагали скученно. Дома строили из дерева или самана (смесь земли с соломой). В домах в зависимости от достатка было от одной до пяти комнат.

В отличие от донских казачьих куреней, дома яицких казаков были на одном уровне и функционально подчинены континентальному климату. Дома, как правило, состояли из двух половин, разделенных холодными сенями. На кухне имелась большая русская печь. Над входом, от печи до стены, тянулись полати. Зимой на них спали, летом хранили одежду Под по-латями, в углу, деревянная кровать-лежанка, на стене вешалка для одежды, вдоль стен широкие лавки и стол. В XVIII—XIX веках дома стали богаче. В переднем углу находилась божница, уставленная иконами. Во всех домах был самовар. Имелся и подпол для хранения картофеля, овощей, солений (позже).

Для отдыха и приема гостей имелась горница. Стены (позже) оклеивались обоями, на них картины, портреты, грамоты, оружие. Во многих домах пол красили желтой краской, потолок — голубой. На печи (и даже на потолке) рисовали цветы и птиц. В XVIII—XIX веках в казачьих домах появились голландские печи, в горницах — в углу, около двери. Голландка часто имела карнизы и украшения. Появились шкафы и комоды. На окнах цветы в горшках; стол и стулья. В переднем, «красном», углу — божница с иконами и лампадкой.

Отапливали дома дровами, соломой, бурьяном, кизяками (смешанный с соломой и высушенный навоз) — в зависимости от места жилья (около леса или в степи). Освещались дома сальными свечами или ке¬росиновыми лампами.

Двор был достаточно обширен и делился на две части. В передней размещался дом, один-два амбара, сарай. В задней части — помещения для скота и кормов. Весь двор обносился крепким забором с те¬совыми воротами и часто был сверху закрыт частично или полностью, что очень важно в буранные зимы. Все семьи имели бани, которые строились около речки или озера на огороде.

Посуда в основном была глиняная или деревянная. Металлическую и фарфоровую посуду казаки привозили из походов или покупали у купцов, как и ковры.

Еда была простой: щи, мясо, молоко, рыба. Несмотря на то, что казаки ловили много «красной рыбы» — белуг, севрюг, осетров, они ее ели мало, а больше продавали. Сами ели рыбу простую.

В праздники они готовили обильное угощение — жареную птицу, яичницу, лапшу молочную, каши, разносолы, рыбу жареную и уху, пироги, кисели, компоты. Для приема гостей и на свадьбы дополнительно готовили мясные паштеты, студни, заливные, сладкие пироги, сдобы, фрукты, овощи. В пост еда была скромной, без животной пищи. В поход брали пшеничные хлебцы с запеченными яйцами — «кокурки», вяленое мясо, рыбу.

Одежда была простой. Казаки предпочитали носить военную одежду (с тех пор как ввели форму). На голове носили фуражку либо папаху (зимой).

Позже, когда жизнь на Яике устоялась и вошла в колею, большинство казаков имели семьи. Семьи, как правило, были большими. Главой семьи был старший по возрасту казак. В брак вступали рано: юноши с 18 лет, девушки — в 16 лет. Свадьбы справлялись обычно зимой и продолжались по несколько дней.
Девушкам приданного не давали; наоборот, жених должен был по уговору выдать родителям невесты «кладку», то есть денежную помощь, от 50 до 200 рублей, смотря по состоянию. Этот обычай велся с той поры, когда казаков было больше, чем невест.

Дети росли, помогая с малолетства родителям, с 10 лет помогали пасти скот и ловить рыбу. Детям чаще давали имя того святого, которого празднуют за седьмицу до рождения, поэтому распространенные русские имена на Урале встречались не часто.

Казачки хозяйничали: ткали, шили сарафаны, вязали, стирали, варили. За скотом обычно ухаживали мужчины. Молодежь летом увлекалась играми, хороводами, песнопением. Девушки были скромны и стыдливы: любимое развлечение «синчик», или первый лед, на котором можно скользить в нарядных сапожках.

Подготовка к военной службе начиналась с детства, к моменту призыва молодой казак уже был хорошим наездником, владел оружием. До призыва проходил военные сборы в учебных лагерях. Проводы на службу торжественны. Перед отправкой казак обходил родню, а в день выступления все собирались в его доме. После угощения родители благословляли сына. Во дворе молодому казаку подводили коня брат или отец, молодой казак кланялся коню, прося не выдавать его в бою и на походе. Затем прощался со всеми и уезжал.

Службу уральцы отправляли не по очереди, а «подмогой», что считали для себя более выгодным, потому как бедный казак мог поправиться. Войсковое правление ежегодно делало денежную раскладку, сколько причитается на каждого казака «подможных» (внести), оно же их и собирало и выдавало поступающим на службу по охоте, «охотникам». Те, которые шли в армейские полки, получали меньше, примерно 200 руб., в гвардейский эскадрон больше, например 250 рублей. Если казак по бедности не может внести подможных, он остается в «нетчиках» (должником), а года через 2 или 3, когда за ним накопится этих «нетчиковых» денег, его зачисляют прямо на службу, причем вычитают из его подмоги всю накопленную недоимку.

Однако ни один казак, будучи в служилом возрасте, то есть между 21 и 35-ю годами, не мог постоянно откупаться от службы; он обязан был послужить, по крайней мере, хотя бы один год. Богатые казаки поступали в уральскую учебную сотню, где они отбывали службу в один год, на своих харчах и квартире, а все остальные шли в полки, на 3 года. Это так называемые обязательные, обязаны прослужить.

В случае призыва всего войска поднимались все казаки, способные носить оружие.

Особым почетом в станицах и хуторах пользовались старики. То были, как правило, заслуженные в боях, выжившие во многих переделках казаки. Старики были хранителями казачьих традиций и «совестью» казачества.

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты