Павел Луспекаев (Погос Луспекаян)

luspekaev Павел Луспекаев (Погос Луспекаян)Павел Луспекаев — гениальный советский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, Лауреат государственной премии России за художественный фильм «Белое солнце пустыни», посмертно.

Родился 20 апреля 1927 года в Луганске, Украинская ССР. Отец — нахичеванский армянин. Мать — донская казачка. Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1950, курс К. А. Зубова). Лауреат Государственной премии России (1997, за художественный фильм «Белое солнце пустыни», посмертно).

В начале 1940-х годов поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним pavel luspekaev Павел Луспекаев (Погос Луспекаян)эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. В 1943 году пятнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»).

Во время одного из боёв Павла тяжело ранило в руку разрывной пулей, раздробило локтевой сустав.

Его отправили в саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Каким-то немыслимым усилием воли Паша выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти.

pavel luspekaev 2 Павел Луспекаев (Погос Луспекаян)После выздоровления Луспекаев был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта.

В 1944 году, демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу Ворошиловградского драматического театра. Луспекаев прожил в Ворошиловграде два года и за это время сыграл в театре несколько ролей, среди которых были роли Алешки в спектакле «На дне» и Людвига в постановке «Под каштанами Праги» по произведению Константина Симонова. Летом 1946 года Луспекаев переехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Щепкина.

С 1950 года — актёр Тбилисского театра русской драмы, с 1957 года — актёр Киевского русского pavel luspekaev 3 Павел Луспекаев (Погос Луспекаян)драматического театра имени Леси Украинки, с 1959 года — артист Ленинградского БДТ имени Горького. Ещё в 1953 году один из видных театральных мастеров, режиссёр Л.В. Варпаховский, ставя в Тбилиси спектакль в Русском драматическом театре, заметил что-то неладное с ногами у Луспекаева. Артисту было тогда двадцать шесть лет, но его уже настигла болезнь сосудов. Сказалось военное отрочество, прошедшее в партизанском отряде, ранение. А позже — полуголодная студенческая жизнь в нелёгкие годы после войны.

Советам врачей Луспекаев не следовал. Было некогда — театр поглощал целиком. Он мог позвонить партнёру, даже режиссёру глубокой ночью, чтобы поделиться «потрясающей» идеей.

По приглашению Варпаховского Павел Борисович переехал в Киев, а Театр русской драмы имени Леси Украинки, а три года спустя Луспекаев уже в Ленинграде, в Большом драматическом театре имени Горького. …Болезнь сосудов вспыхнула снова. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Согласиться — означало отдалить конец на многие годы. А как же театр? Как профессия актёра, без которой Луспекаев не видел смысла существования?

Когда стало ясно, что выхода нет, что промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс, на ампутацию стопы обеих ног. Операция дала отсрочку, на этот раз последнюю…

Трудно даже вообразить отчаяние пережитое Луспекаевым, когда, преодолевая адскую боль, он сделал первые шаги на пятках (обеих стоп уже не было) и понял, что о возвращении в театр не может быть и речи. В эти страшные месяцы после операции всякий раз, когда жена его и дочь уходили из дома, на дверях квартиры вывешивалась надпись: «Прошу не беспокоить меня визитами». Вставать, открывать двери было для него пыткой.

…В съёмочной группе фильма «Белое солнце пустыни» царила паника. Кончалось лето, а поиски исполнителя на роль Верещагина безбожно затягивались. Зная о состоянии Луспекаева, приглашать его на роль считали нереальным. Но когда пришли к нему домой со сценарием, он встретил гостей на ногах и без костылей. Это было в июле 1968 года, а в августе начались съёмки в Дагестане, на пустынном побережье Каспия, южнее Махачкалы.

«Своим» домом Луспекаев остался доволен. Беда была в том, что сыпучие пески мешали добираться до объектов съёмки. И если технику подтаскивали бульдозерами, то людям приходилось ежедневно проделывать более полукилометра по вязкому песку пешком.

Опираясь на палку и на плечо сопровождавшего ассистента или чаще жены — самоотверженной Инны Александровны, он вышагивал медленно, мучительно.

Работа Луспекаева в фильме «Белое солнце пустыни» была подвигом в самом высоком и буквальном смысле этого слова.

Скончался днём 17 апреля 1970 года на 43-м году жизни от разрыва сердечной аорты в гостинице «Минск» города Москвы. Похоронен на Северном кладбище в Ленинграде.

На родине П.Б. Луспекаева в украинском городе Луганске в 2012 году, к 85-летию артиста, областному театру присвоено его имя – Луганский областной русский драматический театр имени Павла Луспекаева.

pavel luspekaev 4 Павел Луспекаев (Погос Луспекаян)ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Ворошиловградский областной русский драматический театр
Алёшка («На дне» М. Горького)
Людвиг («Под каштанами Праги» К. М. Симонова)

Тбилисский русский театр драмы имени А. С. Грибоедова
Мартын Кандыба («Калиновая роща» А. Корнейчука, 1950)
Вожеватов («Бесприданница» А. Н. Островского, 1951)
Борейко («Порт-Артур» А. Н. Степанова, 1952)
Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952)
Тригорин («Чайка» А. П. Чехова, 1953)
Алексей («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, 1953)
Шок («В сиреневом саду» Ц. С. Солодаря, 1955)
Жорж («Битва за жизнь»)

Киевский театр имени Леси Украинки
Военный моряк Бакланов («Второе дыхание» А. Крона)

Большой драматический театр имени М.Горького
1959 — «Варвары» А. М. Горького; режиссёр Г. А. Товстоногов — Черкун
1959 — «Эзоп» Г. Фигейредо; режиссёр Г. А. Товстоногов — Агностос (ввод)
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина; режиссёр Георгий Товстоногов — Тимофеев
1960 — «Иркутская история» А. Арбузова; режиссёр Георгий Товстоногов — Виктор Бойцов
1960 — «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука; режиссёр Г. А. Товстоногов —Гайдай
1961 — «Четвертый» К. М. Симонова; режиссёр Р. С. Агамирзян — Бонар
1961 — «Не склонившие головы» по сценарию Н. Дугласа и Г. Смита «Скованные одной цепью»; режиссёр Г. А. Товстоногов — Галлен
1964 — «Поднятая целина» по М. Шолохову; режиссёр Г. А. Товстоногов — Макар Нагульнов

Кум — «Ночь перед Рождеством» по Николаю Гоголю (телеспектакль, постановка Александра Белинского)

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты