ВЫСТАВКА СТАРИННЫХ РУССКИХ ГАРМОНЕЙ ИГОРЯ СОКУРЕНКО ПРОШЛА В ИНСТИТУТЕ ИСКУССТВ

17 октября в здании института искусств прошла выставка старинных русских гармоней из уникальной коллекции Игоря Сокуренко. На ней были представлены гармони 19 и 20 века. От простых деревянных вологодских северных, до сложных трехрядных питерских. Так же публике была представлена однопланочная французская духовая гармонь 1830 года.

Перед аудиторией педагогов и студентов Игорь Николаевич выступил с докладом о роли русской гармони в развитии казачьей культуры.

%name ВЫСТАВКА СТАРИННЫХ РУССКИХ ГАРМОНЕЙ ИГОРЯ СОКУРЕНКО ПРОШЛА В ИНСТИТУТЕ ИСКУССТВ

ДОКЛАД ИГОРЯ НИКОЛАЕВИЧА СОКУРЕНКО

В первой половине девятнадцатого века в Европе появились экземпляры язычкового пневматического инструмента под названием ручная гармонь. После его появления в России, гармонь быстро прижилась и была распространена с необыкновенной скоростью по всем столичным и провинциальным городам и Губерниям. Русскому человеку понравился этот инструмент и уже через десять лет, он стал самым популярным инструментом в России, вытеснив гусли и балалайку. Вскоре гармонь стала доступна среднему классу, а затем и бедному крестьянству. Гармони быстро изготавливались артелями по образцу и вскоре ни один праздник не обходился без этого инструмента. Он отличался легкость и простотой в эксплуатации. В случае поломки (первые гармони часто выходили из строя), по бокам были съемные панели, и музыкант легко мог ремонтировать этот инструмент самостоятельно. Гармонист мог на протяжении целого дня носить гармошку на плечах играя при этом. Гармонь не могла выводить сложные мелодии, а в большей степени использовалась для воспроизведения частушек и наигрышей, так полюбившихся простому русскому мужику. К середине девятнадцатого века уже не было такой семьи, которая бы не слышала звонкие звуки этого инструмента.

Именно в это время рождаются казачьи песни, «Турецкий плен», «Сон Степана Разина» с музыкальной обработкой. Казакам стало любо брать гармонь в походы.

Жизнь и быт формировался в постоянных сражениях с неприятелями и традиции воинского братства казаки связывали с казачьей песней. Гармонь была кстати. После появлении этого инструмента казаки стали называть гармонь своею душою. Именно этот инструмент мог затронуть тонкие ноты воюющего за свою страну человека, коснуться и печали, и радости. Если раньше казаки в песню вкладывали боль и тоску, то с появлением гармони песни стали передавать и казачью лихость. Под гармонь хлопцы доставали шашки, скидывали оружие и танец становился похож на воинскую схватку с неприятелем. Ритмичность гармони сопровождающая ударами предметов о землю, либо хлопаньем в ладоши, доводили действия казаков до зрелищного представления в которое включались все присутствующие. Под ритмичную музыку казаки друг за другом выходили в круг и показывали мастерство владения оружием. С этого момента рождались самые популярные песни, которые дошли и до наших дней. «Снежочки», «Казачья лезгинка» и т. д.

Гармонь стала национальным инструментом и безусловно поднимала дух русского солдата.
В 1941 году, когда враг стоял у Москвы, по приказу И. Сталина, для поднятия духа бойцов Красной Армии были изготовлены и переданы на фронт 60 000 гармоней.

Вскоре в каждом окопе звучали ручные гармошки. В холодную подмосковную зиму 1941 года и родилась песня «Вьется в тесной печурке огонь».

Вплоть до пятидесятых годов двадцатого века гармонь была самым популярным инструментом в России. Каждая область имела разновидность этого инструмента с отличительным внешним видом и строем. Кирилловская, Вологодская, Саратовская, Елецкая, Питерская….

Наигрыши гармони в свои произведения включали Чайковский и Шестакович. И теперь ни один народный праздник не обходится без чудодейственных звуков русской гармошки. Масленица или Святки, неважно, на них играют гармонисты и народ забыв про все бросается в пляс.

Бережное отношение к нашей истории, мы передаем и молодому поколению, рассказывая о тех инструментах и мастерах, которые сделали нашу культуры великой. Традиции, передаваемые из поколения в поколение неукоснительно связаны с гармонью. Этот инструмент хочется брать в руки, растянуть меха и услышать волшебные звуки уходящей эпохи, в них отражается жизнь русского человека, его любовь к Родине, бережное отношение к традициям своего народа.

Игорь Сокуренко
ВЫСТАВКА СТАРИННЫХ РУССКИХ ГАРМОНЕЙ

Смотрите также

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты